Аккредитация врачей-стоматологов: новая система, как получить сертификат терапевта, начисление баллов врачам

Допуск к аккредитации врача: сколько баллов и как их набрать

Процедура аккредитации станет обязательной для всех практикующих врачей. Однако, чтобы быть допущенным к ней, специалисты в течение 5 лет, предшествующих новому экзамену, должны набрать определенное количество баллов — через постоянное повышение квалификации (обучение и посещение образовательных мероприятий). Как это сделать и сколько баллов нужно набрать?

Итак, вы выпускники вуза или практикующие специалисты. После 1 января 2016 года вы успешно прошли первичную аккредитации или получили свой «последний» сертификат врача. С момента получения документа, позволяющего вести практику, вы автоматически включились в процесс непрерывного медицинского образования врача, а точнее обязаны это сделать, чтобы получить допуск к следующей аккредитации.

Что собой представляет непрерывное медицинское образование? Постоянное обучение практически без отрыва от основной деятельности, а точнее прохождение программ повышения квалификации и посещение образовательных мероприятий по каждой специальности. За то, что специалист получает знания, он зарабатывает баллы. Аккредитация, как контрольное испытание, требует набрать определенное количество баллов, иначе специалист не будет допущен к экзамену.

Технически процесс включения в непрерывное медицинское образование подразумевает регистрацию специалиста в личном кабинете Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования edu.

rosminzdrav.ru. В личном кабинете специалиста фиксируется вся информация по программам повышения квалификации и по мероприятиям, что он посещает.

Также система считывает, какое количество баллов специалист набрал.

Сколько надо набрать баллов для вашей специальности? В непрерывном медицинском образовании для оценки процесса обучения используется система зачетных единиц (ЗЕТ), где 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу.

Индивидуальный план обучения врача по специальности на все пять лет должен включать не менее 250 академических часов/ЗЕТ. Ежегодно специалист должен набирать не менее 50 академических часов/ЗЕТ.

При этом ежегодно в зачет пойдет не более 14 академических часов/ЗЕТ за счет освоения образовательных мероприятий. Остальные часы отведены под программы повышения квалификации.

Полная информация о том, когда вы должны включиться в процесс непрерывного медицинского образования приведена в таблице.

Специалист Когда заканчивается действие сертификата Когда следует проходить аккредитацию Когда нужно включаться в систему НМО Сколько академических часов нужно набрать за 5 лет до аккредитации по каждой специальности врача Сколько баллов нужно набирать ежегодно по каждой специальности, по которой предполагается практиковать Из 50 ЗЕТ можно набрать на программах повышения квалификации Из 50 ЗЕТ можно набрать на посещении образовательных мероприятий
Выпускник российского вуза (специалитет) в 2016 году, не поступивший в ординатуру В 2016 году В 2016 году 250 50 Не менее 36 Не более 14
Выпускник российского вуза (специалитет) в 2017 году, не поступивший в ординатуру В 2017 году по завершении обучения В 2017 году 250 50 Не менее 36 Не более 14
Выпускник российского вуза (бакалавриат, магистрат, ординатура всех специальностей) в 2018 году В 2018 году по завершении обучения В 2018 году 250 50 Не менее 36 Не более 14
Практикующий врач В 2017 году В 2022 году по истечении срока действия сертификата В 2017 году после получения нового сертификата 250 50 Не менее 36 Не более 14
Практикующий врач В 2018 году В 2023 году по истечении срока действия сертификата В 2018 году после получения нового сертификата 250 50 Не менее 36 Не более 14
Практикующий врач В 2019 году В 2024 году по истечении срока действия сертификата В 2019 году после получения нового сертификата 250 50 Не менее 36 Не более 14
Практикующий врач В 2020 году В 2025 году по истечении срока действия сертификата В 2020 году после получения нового сертификата 250 50 Не менее 36 Не более 14

Редакция портала SIBMEDA готова ответить на ваши вопросы относительно набора академических часов НМО, разобрать ваши проблемные ситуации относительно прохождения программ повышения квалификации и посещения образовательных мероприятий вместе со специалистами по данным вопросам. Просим присылать ваши вопросы сюда.

Читать письмо

Подписывайтесь на наш Instagram и 

Источник: https://sibmeda.ru/news/ofitsialnye-istochniki/dopusk-k-akkreditatsii-vracha-skolko-ballov-i-kak-ikh-nabrat-/

Аккредитация медработников на смену сертификации

Неразбериха вокруг сертификации и аккредитации вызывает много вопросов о том, кому и когда можно получить сертификат, минуя процедуру аккредитации. Также ответим на вопрос о том, какую ответственность несут специалист и работодатель, если срок действия сертификата уже истек.

Чья это обязанность — повышать квалификацию?

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации обязывает не только работников, но и работодателей.

Согласно ст. 100данного закона медицинской деятельностью могут заниматься лица, прошедшие обучение по программам высшего или среднего медицинского образования, а также имеющие сертификат специалиста.

Работник: В этом же законе (пп. 3 п. 2 ст. 73) прописана обязанность медицинского (фармацевтического) работника совершенствовать свои профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях.

Работодатель: Работодатель обязан направлять своих работников на курсы повышения квалификации (пп. 8 п. 1 ст. 79).

Какую ответственность несут стороны за отсутствие сертификата специалиста (свидетельства)?

Росздравнадзор за прошедший период выявил случаи несоблюдения сроков повышения квалификации специалистов (не реже 1 раза в 5 лет) — 151 случай. Были наложены штрафы.

Что касается врачей. Если вина врача будет установлена, а именно специалист проигнорировал указание руководства о необходимости пройти курсы повышения квалификации, то работодатель может применить следующие меры воздействия.

Изменения системы совершенствования знаний и навыков медицинских работников

Порядок и сроки совершенствования знаний и навыков определяет Приказ Минздрава России от 03.08.2012 N 66н. Данный нормативный акт на момент публикации еще действует. Но в ноябре 2017 года медицинское сообщество было предупреждено о том, что в связи с введением системы аккредитации и института НМО Приказ №66н будет изменен.

На данный момент в Приказе четко разделены 3 вида совершенствования знаний и навыковпутем освоения программ дополнительного профессионального образования:

1 вид: Повышение квалификации

2 вид: Профессиональная переподготовка

3 вид: Стажировка

Помимо дополнительного профессионального образования есть еще Институт базового медицинского образования (получение высшего или среднего мед.образования) и институт ординатуры (узкая специализация).

Таким образом всю систему можно представить таким образом:

А. Базовое профессиональное образование:

А1. Высшее или среднее образование (Диплом + сертификат)

А2. Ординатура (Диплом + сертификат)

Б. Дополнительное профессиональное образование

Б1. Повышение квалификации или как обычно называют «сертификационный цикл» (Удостоверение + сертификат)

Б2. Профессиональная переподготовка (Диплом + сертификат)

Б3. Стажировка

После завершения любой из данных образовательных программ специалисты получали помимо основного документа о дополнительном образовании еще и сертификаты специалиста. Теперь вместо сертификатов в связи с вступлением в систему аккредитации будет выдаваться свидетельство об аккредитации.

Статья 100 Федерального закона №323-ФЗ определила сроки запуска системы аккредитации. Там же указывается, что переход к новой системе осуществляется поэтапно: с 1 января 2016 по 1 января 2021 г

22 декабря 2017 года был издан Приказ №1043, который определил сроки вступления работников здравоохранения в систему аккредитации. Из Приказа понятно, что все будут получать свидетельства после 1 января 2021 года. До этой даты аккредитацию будут проходить, согласно поэтапному переходу, лишь отдельные категории специалистов. Кто эти специалисты?

Плановая сертификация или внеплановая?

Некоторые специалисты путаются с тем, можно ли им получить еще раз сертификат, минуя аккредитацию. Все зависит от того, какую сертификацию им нужно пройти.

Есть плановая сертификация – каждые 5 лет (согласно ФЗ-323) повышать квалификацию.

Есть неплановая сертификация. Сюда относятся те, кто заканчивает ординатуру, курс переподготовки.

Для плановой сертификации уже определены сроки аккредитации. Если специалист получил сертификат специалиста до 1 января 2016 года, то он может еще раз пройти сертификацию. Если же в последний раз сертификат получен после указанной даты, то этот специалист в следующий раз должен будет проходить аккредитацию.

Плановая сертификация: вступать в НМО или нет?

Что делать тем, кто уже не сможет получить сертификат (в рамках 5 летнего цикла)? Некоторые из них еще не зарегистрировались на сайте НМО. Сомневаются, нужно ли вообще вступать в НМО?

Поводом к сомнениям послужили обсуждения о необходимости поправок в Приказ 66Н. Как уже заявлялось, Минздрав намерен внести поправки в данный нормативный акт. Как ожидается, медицинские и фармацевтические работники смогут выбирать: проходить ежегодно курсы повышения квалификации и набирать баллы (ЗЕТы) или прослушать единовременно курс объемом не менее 150 ак. часов.

Пока нет точного ответа на этот вопрос. Правила и необходимость обучения по системе непрерывного образования противоречит Приказу 66н, который должен быть изменен.

В любом случае специалист ничего не потеряет, если зарегистрируется на сайте НМО и прослушает 36-часовой или два 18-часовых курса + 14 часов очных мероприятий. За год специалист должен набрать 50 зачетных единиц (ЗЕТ): из которых очные мероприятия должны составлять не более 14 ак. часов (или 14 ЗЕТ).

В любом случае одним из важных этапов аккредитации является оценка портфолио. Наличие в портфолио не только грамот, благодарностей, публикаций в научных изданиях, но сертификатов, свидетельств, удостоверений позволят успешно пройти аккредитацию.

Когда отменят сертификацию для тех, кто хочет пройти курсы переподготовки?

Приказ №1043 от 22 декабря 2017 года определил, что сертификаты можно получать до 31 декабря 2018 года.

То есть данной категории специалистов продлили возможность получения сертификата еще на 1 год.

Все, кто завершит обучение на курсах профессиональной переподготовки после 1 января 2019 года, будут уже сдавать многоэтапный экзамен. Пока неизвестно, из чего будет состоять этот экзамен.

На сегодня процедура аккредитации состоит из 4 этапов:

● 1 этап: Тестирование знаний

● 2 этап: Оценка практических умений и навыков

● 3 этап: Решение ситуационных задач

Четвёртый этап – оценка портфолио. Этот этап действует для тех, кто проходит плановую аккредитацию (сертификацию).

Что касается тех, кто осваивает программы ординатуры, то им тоже отменят сертификаты с 1 января 2019 года.

Плановую сертификацию уже нельзя, а внеплановую – еще можно

Тем не менее сертификат может быть выдан даже тем, кому уже нельзя получить его в рамках пятилетнего цикла (после курсов повышения квалификации). Для этого достаточно пройти переподготовку и получить сертификат.

В Современной научно-технологической академии (СНТА) медицинские специалисты: врачи и средний медицинский персонал, — могут пройти сертификационные курсы и кусы профессиональной переподготовки.

Обучение очно-заочное с применением дистанционных технологий. Согласно Приказу №66н, обучение проходит по индивидуальным учебным планам. Обучение доступно для жителей отдаленных регионов России.

После прохождения тестирования, на адрес слушателей высылается диплом о переподготовке + сертификат специалиста государственного образца, а в случае освоения курса повышения квалификации (сертификационный курс) высылается удостоверение о повышении квалификации + сертификат специалиста государственного образца. 

Ознакомиться с перечнем образовательных программ для врачей, среднего медицинского персонала, а также фармацевтических работников. 

Читайте также:  Инструкция по применению геля камидент-здоровье

Источник: https://www.snta.ru/press-center/komu-i-kak-mozhno-prodlit-sertifikat-meditsinskogo-spetsialista/

Кто заработает на аккредитации врачей

Кредитно-модульная система подготовки врачей, как один из инструментов признания их квалификаций, берет истоки в так называемом Болонском процессе, предполагающем формирование единого европейского пространства высшего образования, которое построено на десятке обязательных принципов.

Россия присоединилась к этому процессу в 2003 году, взяв на себя определенные обязательства, в частности, по переводу высшего и дополнительного образования на новую систему исчисления трудоемкости освоения образовательных программ – на Европейскую систему зачетного перевода (ECTS).

Считается, что введение ECTS-кредитов облегчает процесс академического признания дипломов и квалификаций, делает более прозрачными образовательные программы и учебные планы.

Минздрав России, следуя в русле новых веяний, решил, спустя 10 лет, кардинально усовершенствовать систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО) и ввести аккредитацию специалистов, которая придет на смену сертификатам, дающим допуск к работе на 5 лет.

Эти нововведения прописаны в законе «Об основах охраны здоровья граждан» № 323-ФЗ, и уже в этом году первичную аккредитацию прошли студенты, завершившие обучение по специальностям «фармация» и «стоматология».

С 2017 года в эксперименте примут участие выпускники всех медицинских специальностей, еще через год заработает первичная специализированная аккредитация для врачей, окончивших подготовку в ординатуре, а с 1 января 2021 года допуск к профессии по новой системе будут получать все медицинские специалисты.

Как пояснил «МВ» член Координационного совета по развитию НМО Минздрава России, зампредседателя правления Ассоциация профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК) Залим Балкизов, главное отличие аккредитации от сертификации в том, что экзамен проводится не вузом, выпускающим студента, а с привлечением профессиональных некоммерческих организаций, представителей работодателя и профессорско-преподавательского состава сторонних образовательных организаций. При этом процедура трехэтапная: вначале проводятся тестовые испытания в специализированных аккредитационных центрах, которые были созданы в прошлом году на базе всех вузов; затем соискатели сдают внедряемый в нашей стране впервые объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), на котором проверяются компетенции специалиста с использованием различных инструментов-станций; и, наконец, заключительный этап – структурированное собеседование, напоминающее традиционный экзамен.

Кредитный ликбез

Если со студентами-медиками все более-менее ясно, то у практикующих врачей возникает много вопросов по поводу грядущей аккредитации. И главный из них — где и как получать кредиты, которые понадобятся им, когда закончится действующий сертификат.

Вице-президент Национальной медицинской палаты (НМП), зампредседателя Комитета по охране здоровья в Госдуме России 6-го созыва Сергей Дорофеев в конце сентября заявлял, что образовательные кредиты за участие в конференциях не будут зачитываться врачам при аккредитации. По его словам, в документах Минздрава подобная норма нигде не прописана, и выдача кредитов – чистой воды самодеятельность.

Принятые к сегодняшнему моменту документы Минздрава России действительно не проливают свет на то, что такое эти кредиты и с чем их едят. Лишь в приказе от 9.06.

2015 года № 328, вносящем изменения в Положения о модели отработки основных принципов НМО для участковых терапевтов, педиатров и семейных врачей, говорится, что «учет образовательной активности осуществляется в образовательных кредитах (1 образовательный кредит равен 1 академическому часу)». Кроме того, на образовательном портале для специалистов в сфере здравоохранения — edu.rosminzdrav.ru, сказано, что образовательные кредиты, полученные за учебные мероприятия и электронные образовательные модули, размещенные на сайте Координационного совета по развитию НМО, могут быть учтены при обучении по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации.

Как пояснил Залим Балкизов, уже реализуется пилотный проект, в котором образовательная активность разделена на две части: врачи, чей сертификат заканчивается (около 120 тыс.

специалистов ежегодно), могут для получения нового и последнего пройти все необходимые 144 часа подготовки в образовательной организации либо 36 из них уделить образовательной активности, которую реализуют профессиональные общества по специальностям. Именно эти 36 академических часов сейчас являются кредитами.

В дальнейшем же свежесертифицированным специалистам потребуется тратить на подготовку к аккредитации не менее 50 часов ежегодно в течение пяти лет, 36 из которых придется на вузовские программы повышения квалификации, а 14 кредитов можно будет набрать за счет различных мероприятий и образовательных электронных модулей.

«Реестр образовательных программ размещен на портале edu.rosminzdrav.ru, где регистрируются все медработники. Там они формируют свою программу обучения, добавляя в индивидуальную образовательную траекторию образовательные активности из обоих источников», — рассказал он.

Платить или не платить?

Представители врачебного сообщества указывают на изъяны в предложенной Минздравом системе кредитов.

По их словам, в этой сфере уже сформировался довольно отчетливый коммерческий вектор – различные организации заманивают медиков на платные семинары и конференции обещанием «легких» кредитов.

В перспективе это может привести к тому, что бесплатные образовательные мероприятия подобного рода просто исчезнут.

По мнению члена Координационного совета по развитию НМО, директора ФГУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» Николая Дайхеса, ситуация требует большего контроля и информирования врачей. «Идея понятная и хорошая, но нужно больше системности, контроля и ответственности.

Должны быть единые образовательные программы, потому что сейчас появляется много разных организаций, которые где-то кого-то учат, но как и чему неизвестно.

Платные обучающие мероприятия – это наш бич, я уже давно во всеуслышание говорю, что медицинские конференции превращаются в некую рекламу фирм, как и гастроли профессоров и научных сотрудников по стране с лекциями от компаний», — отметил он.

Залим Балкизов указывает, что устроители семинаров и конференций для врачей попросту не могут сделать их бесплатными. «Любое мероприятие – это аренда зала, питание и другие расходы. Поэтому, когда мы оцениваем такие семинары и конференции, мы не рассматриваем их платность или бесплатность, а только образовательную ценность.

Но поскольку эта проблема достаточно существенна для большинства врачей, есть другой путь: практически по каждой специальности уже подготовлено не менее 14 модулей, которые в свободном бесплатном доступе появляются по мере рецензирования на сайте Координационного совета.

То есть набрать необходимые 14 кредитов можно бесплатно за счет модулей в интернете», — рассказал он.

При этом Залим Балкизов не считает платность семинара проблемой. «Наоборот, бесплатные мероприятия намного опасней в этом смысле, потому что они всегда кем-то спонсируются и возможно ненадлежащее влияние, например, со стороны заинтересованной в продвижении своего препарата фармкомпании.

Лучше, чтобы врач платил и получал достоверную информацию, нежели тратил свое время на откровенно рекламном мероприятии.

Поэтому платность приветствуется, и наши европейские коллеги – UEMC (Европейский союз медицинских специалистов) в принципе не рассматривают бесплатные мероприятия для включения в систему НМО, потому что они проходят без ненадлежащего влияния индустрии», — подчеркнул он.

Время не ждет

Залим Балкизов подчеркнул, что набирать кредиты врачам необходимо уже сейчас, у них есть два способа применения.

«Те, кто еще не получил последний сертификат после 1 января 2016 года, смогут применить их в рамках следующей сертификации, обучаясь по программам с использованием сетевой формы.

Остальным же надо копить баллы для того, чтобы быть допущенными к аккредитации, на которую все действующие мед- и фармработники перейдут уже к 2021 году (приказ Минздрава России от 25 февраля 2016 года № 127)», — уточнил он.

Николай Дайхес также советует врачам накапливать кредиты, однако по его словам, пока непонятно, когда заработает система аккредитации. «Вначале говорили, что механизм будет запущен к 2021 году, сейчас вроде бы уже перенесли на 2025-й. Не все доживут до этого.

Врачи находятся в полном неведении относительно новой системы, ко мне поступает много вопросов от наших специалистов со всей страны. Между тем заседаний Координационного совета уже не было очень давно.

Думаю, надо людям, которые инициировали указанные нововведения, еще раз собраться, провести анализ того, что сделано в этом направлении за последние год-два, и выпустить разъясняющий документ для врачей», — предлагает он.

Еще один член Координационного совета по развитию НМО, президент Ассоциации ревматологов России, академик РАМН Евгений Насонов частично согласен с тем, что в этом вопросе существует определенная неразбериха. «Но предлагаемую систему в принципе трудно ввести за короткое время.

Сейчас важно, чтобы врачи привыкли к этой форме, а образовательные организации гармонизировали свои программы. Ведь различных мероприятий для медиков явно учебного плана проводилось и проводится множество, но до сих пор никто не предполагал, что участие в них может иметь в дальнейшем какое-то значение, кроме получения определенного объема знаний.

Поэтому, думаю, надо продолжать работу в этом направлении, накопить какой-то опыт», — резюмировал он.

Источник: https://medvestnik.ru/content/articles/Kto-zarabotaet-na-akkreditacii-vrachei.html

Так все же, сертификация или аккредитация? Разъясняет президент СтАР В.В. Садовский

Согласно ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», непрерывное медицинское образование (НМО) — дополнительное профессиональное образование на основе программ повышения квалификации и переподготовки.

Развивается НМО в целях выполнения Федерального закона от 21 ноября 2011 г.

№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком, установленным Минздравом России.

С целью разъяснения Надежда Парунина взяла интервью у президента Стоматологической Ассоциации России (СтАР) Садовского Владимира Викторовича.

Корр. – Чем отличается аббревиатура ДПО от НМО?

Садовский В.В. – Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — это по сути все постдипломные программы: от интернатуры до первичной специализации. Чаще всего вопросы задаются по тем программам ДПО, которые связаны с допуском к медицинской деятельности в России.

До 2021 года это так называемые сертификационные месячные циклы по отдельным стоматологическим специальностям и первичная подготовка (профессиональная переподготовка), когда терапевт стоматолог хочет, например, стать стоматологом ортопедом.

В обоих случаях врач получает сертификат специалиста, который и является юридическим условием допуска к занятию должности врача. Непрерывное медицинское образование (НМО) — это пожизненный цикл образования врача. Теоретически он начинается со студенческой скамьи и продолжается до выхода на пенсию.

Это новый подход государства к медицинскому образованию по формуле «Век живи — век учись». Результатом каждого 5-летнего периода участия в НМО является Аккредитация врача — новая форма государственного допуска к занятию должности врача.

Корр. – Каким же будет график замены ДПО на НМО?

Садовский В.В. – Актуальнее говорить только о тех программах ДПО, которые дают право на занятие должности врача — это в основном сертификационные циклы.

Читайте также:  Вяжет во рту: причины и симптомы, как устранить терпкость и неприятные ощущения на языке и слизистых

Последний такой сертификат будет выдан врачу РФ до конца 2020г. Но с 2016 года меняется подход к получению знаний в рамках этих традиционных 144 часов (1 месяц).

Теперь врач должен получить 108 часов в ВУЗе и 36 часов по линии СтАР, то есть 25 процентов образовательного времени.

Корр. – А какие варианты есть у врача, чтобы не отрываться от врачебного приема?

Садовский В.В. – Сегодня Минздрав РФ через Координационный Совет по образованию предлагает два типа образовательных программ: посредством очного участия в образовательных мероприятиях и второй механизм — путем изучения электронных образовательных модулей.

Первые, то есть образовательные мероприятия ДПО: конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, коллоквиумы, тренинги, мастер-классы, практикумы, и другие научно-практические мероприятия, входящие в Календарь официальных мероприятий, организуемых СтАР и (или) поддерживаемые СтАР, уже получили «народное» наименование — УМ, то есть Учебное мероприятие.

 А что касается электронных мероприятий, то они как раз позволяют врачу не отрываться от производственного процесса. Такой тип дистанционного обучения тоже получил «народное наименование» — ЭУМ, то есть Электронный учебный модуль.

При ЭУМ врач, изучив из дома лекционный материал по системе интернет, сдает по результатам изучения материала тест по формату «выбрать правильный ответ» и получает по электронной почте специальное свидетельство красно-белой расцветки цвета флага СтАР, код которого он вводит в «личный кабинет» на сайте www.стар-обр.рф или www.star-edu.

ru  При посещении очных занятий, то есть УМ, такой сертификат с кодом ему будет вручен лично в руки, но он также вводит уникальный код с этого сертификата в свой «личный кабинет» на сайте СтАР.  Пропорции УМ и ЭУМ определены Минздравом РФ как 20 часов ЭУМ и 16 часов УМ. Это также один раз в пять лет, вплоть до конца 2020г.

Корр. А кто подпадает под это обязательство?

Садовский В.В – Все врачи РФ, которые будут получать сертификат специалиста с 2016 до 2020г., независимо от врачебной специальности.

Корр. А где врачу искать эти ЭУМ и УМ?

Садовский В.В. – На сайте СтАР e-stomatology.ru есть раздел План мероприятий, где и опубликованы предложения по УМ. По ЭУМ они будут вывешены к сентябрю, то есть к началу нового учебного года на сайтах СтАР   www.стар-обр.рф или www.star-edu.ru

Корр. – А когда начнется эра НМО?

Садовский В.В. – Для любого врача РФ, который получит сертификат специалиста начиная с 2016 года процесс НМО должен начинаться уже на следующий день, так как врач сразу вступает   в свой персональный пятилетний цикл аккредитационного процесса.

Первые пять лет стоматолог будет работать на основании вновь полученного сертификата, но при этом он ежегодно должен будет набирать себе кредиты для будущего аккредитационного процесса.  В соответствии с этими принципами, каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (50 часов образовательной активности), а за 5 лет – 250 кредитов.

Именно их наличие явится условием допуска к процессу предстоящей аккредитации, которая с 2021 года заменит сертификацию врачей.

Корр. – А как набираются баллы в НМО в отличие от ДПО?

Садовский В.В. – Подход един. Набрать баллы можно путем самостоятельного изучения ЭУМ по системе интернет и очного участия в образовательных мероприятиях — УМ.

  Сведения о том, какие мероприятия могут быть зачтены врачу в системе НМО можно получить зарегистрированным на сайте Минздрава России www.nmorosminzdrav.ru. Очные УМ и ЭУМ в системе НМО аналогичны тем УМ и ЭУМ, что есть и в ДПО, только они опубликованы на другом сайте в интернете www.

nmorosminzdrav.ru и сопровождаются выдачей другого типа документа — свидетельства сине-зеленной расцветки с заголовком Координационный совет Минздрава РФ по НМО.

 Врач заходит в свой «личный кабинет» на сайт Минздрава РФ и вводит код с полученного в руки (при участии в УМ) или по электронной почте (при освоении ЭУМ) свидетельства. Сайт Минздрава накапливает эти часы-кредиты врача автоматически.

Корр. А как проверить легальность тех или иных мероприятий по системе ДПО или НМО?

Садовский В.В. – Надо запомнить, что мероприятия НМО публикуются на сайте Минздрава РФ, а мероприятия ДПО — на сайтах СтАР.

 К сожалению, уже встречаются случаи, когда организаторы учебных мероприятий вводят слушателей в заблуждение и безосновательно выдают свидетельства, внешне соответствующие образцам, утвержденным Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ (сине-зеленой расцветки) и СтАР (красно-белой расцветки).

Свидетельства, полученные на неаккредитованных мероприятиях, не будут приниматься к зачету, независимо от того, что они могут соответствовать утвержденным образцам. Выдача таких свидетельств остается на совести организаторов этих мероприятий.

Источник: https://stomanet.ru/blogi/blog-star/tak-vse-zhe-sertifikatsiya-ili-akkreditatsiya-razyasnyaet-prezident-star-v-v-sadovskij/

Аккредитация: что думают об этом врачи

6 июня на нашем портале была опубликована статья «От сертификации к аккредитации: что было, что будет». Публикация вызвала шквал обсуждений в сообществе «Врачи РФ», и мы решили опубликовать наиболее интересные отзывы (имена и ники пользователей изменены).

Раньше времени

Медработников, однозначно приветствующих новую систему аккредитации, немного. В основном врачи только привыкают к новым условиям и надеются, что все как-нибудь образуется.

Виктор Ч. пишет: «В очередной раз бежим впереди лошади — приказов-то нет».

Степан М.: «Все сказанное – лишь прожекты по НМО. Будет документ — будет, о чем задуматься. А пока не грузите себя несбыточными проектами».

Кто-то уверен в том, что новые правила и порядки еще будут многократно переработаны. «К 2021 году еще много раз все поменяется. Не стоит сейчас сильно переживать», — считает пользователь Л.

Кто-то, наоборот, убеждает, что система уже работает, и пути назад нет. «Слушала 5 дней назад доклад директора Казанской государственной медицинской академии, — пишет врач Н. — Задали ему вопрос, надо ли регистрироваться в системе НМО и зарабатывать баллы тем, кто проходил сертификационный цикл в 2015 г. Он ответил, что все обязаны участвовать в “сборе баллов” и ничего другого он не знает».

Непонятно, зачем

Обсуждение во врачебном сообществе показало, что далеко не все медработники разобрались в целях проводимых реформ. Многие спрашивают, зачем вообще нужны реформы в системе НМО?

Александр Н.: «Непонятно, зачем это? Улучшить качество оказания помощи? Так это не так надо делать…».

Многие врачи уверены, что прежняя система обучения была лучше.

«Все эти реформы и погубили всю советскую систему здравоохранения. Я лично против всех реформ. Надо готовить в вузах знающих свою специальность врачей. Наблюдал за новыми врачами и убедился: знаний у них еще недостаточно. Советская система ЗО была на высоком уровне, а теперь все перевернули, а до ума так и не довели. И это все сказывается на здоровье наших россиян», — убежден Василий З.

Как будет на практике?

Вопросов у представителей врачебного сообщества относительно того, как новые правила будут претворяться в жизнь, очень много. Денис Г.

: «На федеральном уровне до сих пор нет регламентирующих документов.

И сразу возникает вопрос: те, кто не успеет за 2016 год набрать свои 50 баллов, пока идет эта неразбериха, или в любой другой год пятилетки, что они будут делать в 2021 году? Их отстранят от работы?».

«В статье говорится, что действовавшая ранее система сертификации сохранится до 1 января 2021 года. Полностью перейти на процедуру аккредитации планируется в 2026 году. А с 2021 по 2026 гг. что будет?»

Есть немало комментариев и от тех, кто уже столкнулся с новыми правилами.

Елена З.: «Очень неудобный вид обучения. Даже вебинары посетить не удается — проблема с компом. Ни с планшета, ни со стационарного не получается. Да ну их, эти навороты. Надеюсь, пройду по-старому в 2020 году сертификационные курсы».

«Нас вообще не направляют, курсы 36 часов без отрыва от производства. Приедет лектор на 2 дня, прочитает лекции (а у меня в это время прием). А дальше сами, когда хотите, в интернете…», – жалуется Алина И.

Однако те, кто уже имел возможность опробовать новую систему НМО, оценили ее достоинства.

«Я зарегистрировалась, вступила в эту систему, которая меня очень пугала и напрягала. И знаете, оказалось, не так этот сайт страшен. Сначала пришлось, конечно, покопаться, так как у меня гинекология, модулей было предостаточно. Я спокойно набрала 14 зетов, что будет с 36 зетами, понятия не имею, но пока все устроило», – отмечает Ольга.

Не в ладах с IT

Одни врачи жалуются на несовершенство программ дистанционного обучения. Для других – использование современных средств коммуникации представляет реальную проблему.

Даниил Л. недоумевает: «Интересно, что делать людям, не дружащим с компьютером или банально не имеющим интернета? Это ведь достаточно большой контингент…»

Источник: https://medrussia.org/6843-akkreditaciya/

Кредитно-балльный учет в рамках системы непрерывного медицинского образования

Действующее российское законодательство разрешает заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью лицам, у которых есть соответствующий документ: сертификат специалиста (полученный до 1 января 2016 года) или свидетельство об аккредитации специалиста (выданное после 1 января 2016 года).

Справка. Согласно ст. 100 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» от 21.11.2011 г.

№ 323-ФЗ (далее – ФЗ № 323), до 1 января 2016 года право заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью имеют лица (назовем их врачи/фармацевты), у которых есть соответствующее образование и сертификат специалиста (п. 1 ст. 100 ФЗ № 323).

Сертификаты, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока. Срок действия составляет 5 лет (п. 2 ст. 100 ФЗ № 323).

Сертификат специалиста является документом государственного образца (Приказ Минздрава России от 29.11.2012 г.

№ 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста», далее – Приказ № 982н).

Документы государственного образца вправе выдавать только образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию своей образовательной деятельности (вывод следует из систематического толкования п. 4 ст. 60 и п. 4 ст. 59 ФЗ №323).

Условиями для получения сертификата специалиста являются (п. 5 Приказа № 982н):

  • наличие у соискателя документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам соответствующей специальности;
  • положительный результат сдачи сертификационного экзамена либо положительный результат прохождения государственной (итоговой) аттестации обучающихся (для лиц, получающих сертификат впервые).

То есть, чтобы врачу/фармацевту продлить заканчивающийся сертификат специалиста, нужно сдать сертификационный экзамен.

Для сдачи сертификационного экзамена нужно предъявить комиссии, в числе прочих, документы, подтверждающие обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышения квалификации, профессиональной подготовке), иными словами, удостоверение о повышении квалификации и/или диплом о профессиональной переподготовке.

Читайте также:  Стоматит у детей: как лечить, причины и признаки

Справка. Согласно ст. 69 ФЗ № 323 заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью вправе лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Данная статья вступает в силу и будет действовать с 1 января 2016 года. Свидетельство об аккредитации специалиста выдается по результатам прохождения процедуры аккредитации, которая осуществляется не реже 1 раза в 5 лет (п. 3 ст.

69 указанного выше ФЗ № 323, которая также вступает в силу с 1 января 2016 года).

Рынок образовательных услуг в медицине предлагает не только разнообразные программы повышения квалификации и профессиональной подготовки, но и начисление обучающимся врачам/фармацевтам некие баллы, нередко позиционируя их начисление в рамках системы непрерывного медицинского образования (далее – НМО).

Предложение рынка отражает наличие спроса, который связан с бытующим в медицинском сообществе мнением о том, что нужно обязательно накапливать баллы (возможные названия: «кредиты», «образовательные кредиты», «образовательные баллы», «баллы», «зачетные единицы»), потому что накопленные баллы будут в будущем где-то учитываться, что поможет проще и быстрее получить сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста в рамках системы непрерывного медицинского образования.

Предлагаем разобраться, что же представляет собой система НМО, что новое она несет и для чего нужна, а также выяснить, что же представляют из себя баллы?

Система непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО) в России в настоящее время (октябрь 2015 года) существует на уровне идеи и пилотного проекта, реализуемого Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – Координационный совет) (больше информации: http://www.sovetnmo.ru/, а также на сайте http://edu.rosminzdrav.ru/***).

Система НМО – это попытка реформировать и модернизировать систему дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования, упростить, по-видимому, процедуры получения врачами/фармацевтами необходимых для ведения медицинской деятельности документов и, вероятно, примирить положения норм ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» с нормами ФЗ «Об обучении в РФ».

Пилотный проект по реализации системы НМО предполагает, что врач/фармацевт будет самостоятельно и, возможно, дистанционно (например, через Интернет) проходить необходимые образовательные модули и отвечать на тестовые вопросы для контроля знаний. Прохождение каждого модуля рассчитано на 1 час образовательной активности и равняется 1 кредиту (единица измерения образовательной активности) (подробнее: http://www.sovetnmo.ru/pages/pilot_project.html?SSr=4901337af312ffffffff… ).

Участие в пилотном проекте для врачей/фармацевтов добровольное и бесплатное.

В проекте Концепции развития системы непрерывного медицинского образования (НМО) с участием профессиональных медицинских организаций в РФ (http://www.msmsu.ru/userdata/manual/doc/pro.pdf) предлагается повышать квалификацию путем организации непрерывности обучения и установления не менее 50 кредитов (зачётных единиц) для каждого врача в год и не менее 250 кредитов в 5 лет.

Образовательные кредиты предполагается начислять также за участие в различных мероприятиях: семинарах, лекциях, конференциях, – которые могут проводиться не только образовательными организациями.

Нужно заметить, что существует целый комплекс неопубликованных (то есть, не имеющих обязательной юридической силы) документов Минздрава по вопросу НМО***. В частности, к таким документах относится Приказ Минздрава РФ от 11.11.2013 г.

№ 837 «Об утверждении положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения РФ с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций», из которого следует, что врачи, участвующие в реализации модели, проходят обучение по разработанным образовательным программам, получают некое количество баллов и по окончании освоения образовательных программ сдают сертификационный экзамен (для получения сертификата специалиста).

Образовательные программы, реализуемые в рамках модели, имеют следующие характеристики:

  • модульный принцип построения;
  • объем подготовки должен составлять более 100 часов;
  • доля дистанционных образовательных технологий и электронного обучения составляет не менее 50%;
  • не менее 15% содержания составляет региональный компонент;
  • должны быть согласованы медицинской профессиональной некоммерческой организацией и органом государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, принимавшими участие в ее разработке (не согласованные в рамках модели не применяются);
  • должны предусматривать различные виды образовательной активности;
  • образовательные программы по специальностям разрабатываются отдельно для каждого субъекта РФ, если образовательная организация в рамках реализации модели осуществляет взаимодействие с несколькими субъектами РФ;
  • учет образовательной активности осуществляется в образовательных кредитах (1 образовательный кредит равен 1 академическому часу).

Образовательные программы, за прохождение которых Координационным советом начисляются баллы в рамках пилотного проекта, могут быть подготовлены Координационным советом или профессиональными медицинскими сообществами, но во втором случае они обязательно должны быть одобрены Координационным советом (баллы Координационный совет начисляет только за одобренные образовательные программы) (http://www.sovetnmo.ru/pages/documents.html?SSr=4901337af312ffffffff27c_… ).

Вследствие того, что система НМО существует на уровне пилотного проекта (то есть, не является обязательной), образовательные кредиты (баллы), которые начисляются Координационным советом, а также баллы, которые различные организации (образовательные и не очень) пытаются начислять, начисляют и даже указывают в выдаваемых документах (например, сертификатах об участии в мероприятиях), не помогут в получении сертификата специалиста. Баллы невозможно конвертировать в сертификат специалиста: экзамен необходимо будет сдавать все равно, вне зависимости от того, какое количество баллов набрано, потому что по действующему законодательству для получения сертификата специалиста понадобится предъявить сертификационной комиссии не баллы, а документы, подтверждающие прохождение обучения.

Таким образом, мнение медицинского сообщества о том, что баллы пригодятся и будут учитываться, соответствует действительности только в той части, которая касается пилотного проекта Координационного совета.

За прохождение аккредитованных Координационным советом образовательных программ (модулей) и участие в аккредитованных им мероприятиях действительно начисляются образовательные кредиты, которые учитываются в рамках пилотного проекта. И только.

Автор статьи считает, что в ближайшем будущем (во всяком случае, до изменения законодательства и введения системы НМО с баллами в качестве обязательной) баллы (даже баллы Координационного совета) не пригодятся и использовать их для получения сертификата специалиста/свидетельства об аккредитации не удастся.

Автор разделяет мнение о том, что накопленные баллы/кредиты в системе НМО должны будут учитываться или даже должны обуславливать получение врачом/фармацевтом сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации специалиста), потому что другой практический интерес баллов в системе НМО представить сложно.

Из всего вышесказанного есть еще один вывод: если вы являетесь врачом или фармацевтом, то вам лучше позаботиться о продлении своего сертификата специалиста до 1 января 2016 года, потому что не очень ясно, как будет в дальнейшем развиваться законодательство и как в будущем будет реализовываться система аккредитации (больше информации: http://medportal.ru/mednovosti/news/2015/03/12/848accreditation/ , http://medobr.ru/en/jarticles/288.html?SSr=13013352440736fa4bfd27c__36f9… ).

Р.S. Автору настоящей статьи довелось на практике столкнуться с интересным явлением начисления баллов.

Клиенту, который оказывает образовательные услуги в сфере дополнительного медицинского образования, предложили сотрудничество на следующих условиях: контрагент будет начислять некие баллы обучающимся клиента, а клиент будет платить ему за эти услуги.

Баллы контрагент позиционировал как баллы в рамках системы непрерывного медицинского образования, которые будут учитываться самим контрагентом в его системе учета баллов.

Баллы контрагент был готов начислять за разовые лекции, семинары, конференции, проводимые клиентом, и указывать это на документах об участии.

Напомним, что такой документ (назовем его сертификат об участии в мероприятии) подтверждает только факт участия и не подтверждает факт получения образования/квалификации или факт обучения, потому что не является удостоверением о повышении квалификации и дипломом о профессиональной переподготовке.

Автор настоящей статьи после анализа ситуации предложил клиенту взвесить при принятии решения все риски, которые связаны с обучающимся (потребителем), в частности, учесть необходимость информирования о содержании оказываемой образовательной услуги: что начисляемые по итогам участия в разовых семинарах, лекциях, конференциях баллы не являются образовательными кредитами/зачетными единицами в рамках системы НМО и для целей получения сертификата специалиста /свидетельства об аккредитации не пригодятся.

***Справка. Координационный совет был создан 18 февраля 2013 года Приказом Минздрава № 82 «О координационном совете по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ», который не был опубликован.

Министерство здравоохранения РФ является федеральным министерством (федеральным органом исполнительной власти), руководство деятельностью которого осуществляется Правительством РФ.

Согласно п. 9, 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

В «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России, опубликован 30 апреля 2013 года на сайте: http://www.economy.gov.ru) сказано, что «модернизация российской экономики будет сопровождаться увеличением спроса на высококвалифицированные кадры.

Формирование квалифицированных рабочих кадров в соответствии с потребностями экономики предусматривает улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом государственных приоритетов развития экономики».

В Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 г.

№ 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (опубликован вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)» сказано, что реализация целей развития системы здравоохранения предполагает решение, в том числе, задачи по обеспечению «подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышению профессионального уровня и внедрению передовых медицинских технологий, разработку стандартов подготовки управленческих кадров в системе здравоохранения и реализацию образовательных программ».

В п. 2 ст.

82 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (опубликован и вступил в силу 1 сентября 2013 года), указано, что «реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации».

Существует целый ряд неопубликованных документов Министерства здравоохранения РФ по теме непрерывного медицинского образования:

1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11.11.2013 г. № 837 «Об утверждении положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций».

Источник: http://alta-via.ru/analitika/stati/kreditno-balnyij-uchet-v-ramkax-sistemyi-nepreryivnogo-mediczinskogo-obrazovaniya.html

Ссылка на основную публикацию