Детство и юность
Родилась Маша Цигаль 3 января 1980 года в Москве. Известный дизайнер из достаточно известной и интеллигентной семьи. Мужская линия семьи, а именно дед и отец, являются скульпторами, их работы можно встретить по всей Москве, в числе их работ есть и московские памятники. Мама и бабушка Маши Цигаль являются художницами, работы мамы-модельера выставляются в Третьяковской галерее. Также ее работы выставляются в Русском музее в Петербурге.
Отец и мать будущего дизайнера желали, чтобы их дочь, Маша Цигаль, пошла по стопам семьи, потому сначала девочку отдали на обучение в английскую школу, а также она посещала занятия в художественной школе. После завершения среднего образования Мария поступает в Строгановское училище. Однако девушки хватило на 3 года, и на 3 курсе она была отчислена. Маша уходит в отрыв: ее жизнь наполняется тусовками в ночных клубах столицы и активной рэйв-деятельностью. В это время на Машу Цигаль большое влияние оказал Александр Бартенев.
3 января 1980
года года в известнейшей московской художественной семье Цигалей-Бирштейн родилась девочка Маша.
Ее бабушка Нина Ватолина была известнейшим мастером плакатной графики, сделавшей в 1941
-м году плакат «Не болтай!». Дедушка, Макс Бирштейн — выдающийся живописец. Другой дедушка, Владимир Цигаль — скульптор-монументалист, построивший в Москве много памятников. Папа, Александр Цигаль — скульптор. Мама — Анна Бирштейн — художница, чьи работы висят в Третьяковке и Русском Музее.
«Родившись в художественной семье, я хотела быть кем угодно, только не художником! – говорит Маша. – Это ужасно, когда в дни рождения всем нужно рисовать подарки!» Куда больше чем рисовать, Маше Цигаль нравилось наряжать маму и украшать дом. Английская и художественная школы, фигурное катание – в ее детстве был весь стандартный воспитательный набор, за исключением, пожалуй, лишь музыкальной школы. Закончив школу общеобразовательную, Маша поступает в Строгановку, к чему лукавить – по блату. «Приехала на экзамен на такси, в белых шортах и майке. Среди абитуриентов обнаружила бородатых мужчин и серьезных женщин с семьями. Рисунок у меня был хуже всех, но меня все равно приняли. Из такой семьи не могли не принять. Могла бы вообще не ходить на экзамен, наверное».
В Строгановке Маша Цигаль проучилась три года: пределом терпения стала стажировка в Гусь Хрустальный. Студентка, работающая со стеклом, мечтала о Мурано – а получила хрустальный завод, разрабатывающий сервизы. После чего решила – они со Строгановкой вполне обойдутся друг без друга. В это самое время начались безумные для Москвы девяностые…
В 1995
году, познакомившись с модными людьми, Маша Цигаль начинает активную рэйв-деятельность. «Все это было очень богемно и очень похоже на реальную художественную жизнь: как раз на то, чего мне так хотелось, – вспоминает Маша, – Поэтому, к ужасу родителей, я бросила Строгановку и стала активно тусоваться…» Возмущенные родители отселили блудную дочь в отдельную квартиру, оставив без копейки денег – и даже без холодильника. Но безделье продлилось недолго: «часом икс» стало знакомство с Андреем Бартеневым. «Такого я никогда не видела. Я вдруг поняла, как украшает человека желание работать. Полный респект у всех, и самому приятно». Вскоре Маша Цигаль делает первую коллекцию – из грампластинок.
«Хотелось делать что-то, но было непонятно из чего. Денег нет, есть только желание. И очень любишь музыку!» Любовь к музыке вылилась в расплавление не лучших ее образцов, записанных на маминых пластинках: дома, вместе с молодым человеком, они переплавляли пластинки типа «Для вас, женщины». Винил мстил нереальной вонью…Так рождалась коллекция «Будем как солнце». Перфоманс был показан в клубе «Эрмитаж». Модели в черных трико несли на себе конструкции из пластинок. В конце показа вышла Маша – с рюкзаком-солнцем (сделанным из пластика, обклеенным фольгой) за спиной. На следующий день на первой полосе «Коммерсанта» вышла статья под заголовком «В «Эрмитаже» взошло Солнце». Солнце нового дня сделало дизайнера Машу Цигаль знаменитостью.
А потом был конкурс неукрощенной моды в Риге, в жюри которого сидел
Пако Рабанн: он и выдал Маше Цигаль главный приз.
«Конструкции из пластинок – это были не вещи, конечно, – вспоминает Маша Цигаль , – Тогда в Москве вместо фэшн-шоу существовали арт-проекты». Это немного осложняло жизнь: художники, занимавшиеся моделированием «вещей, которые можно было носить» не понимали, где их место. Маша Цигаль участвовала в живописных выставках и делала перфомансы, которые можно было продавать клубам как шоу: точно так же, как сегодняшние поп-звезды продают в казино свои концерты. Ее вторая коллекция под названием «Лапландия» – из сплавленного оргстекла, обклеенного орнаментом из серебряной пленки – была именно таким «шоу на продажу».
Следующей коллекцией от Маши Цигаль – уже наполовину-авангардной, наполовину носибельной – стала Place Tsigal: ее показали в клубе «Метелица». Для клуба даже пришлось сделать декорации, в которых потом еще долго вел свою программу Андрей Вульф. На подиум вышла Лика Стар, которая тогда, в 1996
году, была поп-звездой, — без нижнего белья, в прозрачном платье. Одежда из коллекции Place Tsigal, с любимыми орнаментами, которые Маша рисовала с детства – кошечками, морячками и тд.. – была первым шагом к прет-а-порте. Вторым таким шагом стала коллекция «Эксгибиционисты». «Это уже были вполне носибельные вещи, которые нужно было где-то шить. Размещать заказы в ателье стоило недешево, а денег ни у кого не было». Выходом из положения стали театральные мастерские: из-за недостатка денег, они с удовольствием брали заказы за скромное вознаграждение.
«В этом, собственно, и есть мое отличие от других дизайнеров. Они пришли в моду из советских ателье, а я – из реальной арт-жизни». Дитя реальной арт-жизни, она, при этом, никогда не была поклонником секонд-хендов и помоек. «Я выросла на хороших вещах: моя мама всегда прекрасно одевалась, покупала вещи у спекулянток, носила старинные вещи прабабушки». Поэтому все заработанные на показах и шоу деньги тратились на хорошие ткани. А потом – ткани расписывались, и украшались принтами.
Проблема с тканями плюс мода на черный цвет среди московской богемы – коллекцию-97 Маша Цигаль решает делать в черном цвете. Соединив силы со «Станцией 106.8», на тот момент культовой, они делают показ на Пушкинской площади. Подиум тянется от кинотеатра до Тверской улицы; площадь пришлось перекрыть. «У кого-то бизнес, а у меня – шоу», – смеется Маша. Это была коллекция «Фавориты Луны», – готическая, с отличными прическами и моделями с выбеленными лицами и черными глазами.
Следующую коллекцию «Эксгибиционисты» Маша Цигаль показывает на только что построенном Сити-мосту. Газеты потом писали, что если бы мост упал, Москва лишилась бы всех знаменитостей. В этой коллекции уже не было никакого авангарда, одежда вполне подходила для того, чтобы ее носить. «К тому моменту у меня уже полностью поменялось мировоззрение: делать арт-перфомансы было больше неинтересно. При этом я не совсем понимала, кто я – художник, стилист или модельер… Нужны были новые силы».
И тогда Маша Цигаль отправляется в Лондон – за новыми силами и образованием, все же, оказавшимся необходимым. Несмотря на то, что все в один голос уговаривали ее остаться (глупо уезжать, когда карьера пошла в гору, и все журналы единодушны в выборе дизайнера года), Маша уехала. И променяла все это на London College of Fashion, факультет фэшн-маркетинга. На курсе Маша была единственной русской. Преодолеть снобизм публики очень помог журнал Face, с десятиполосным материалом про Россию – его сделал журналист Бен Айрис, приехавший в Москву и подружившийся с богемой и андеграундом: в этой статье, конечно же, была Машина фотография. И, тем не менее, жизнь в Лондоне отнюдь не была легкой. «Мало денег. Студенческое общежитие. Англия поставила голову на место». Несколько телефонных номеров, привезенных из России, помогли сделать нужные знакомства: Эндрю Логан, с которым Маша познакомилась в Риге, помог устроиться ассистентом к Зандре Родс (Zandra Rhodes). «Работала Золушкой. Делала все: посылала факсы, делал посадку на манекене, заказывала пиццу. Пришлось научиться кроить и шить». Потом ее взял на работу Mr. Pearl – мастер корсетов, человек с самой тонкой в мире талией, вот уже семь лет живущий в корсете – по счастливой случайности, которых так много было у Маши в жизни, он оказался фанатом России.
В 2000
году Маше позвонили из Москвы и предложили показаться в галерее «Актер»: учеба в Лондоне была закончена, Москва казалась более перспективной – пришло время возвращаться. «Все задачи, которые я ставила перед собой в Лондоне, были выполнены. Я многому научилась и поняла, что хочу делать в жизни. Определилась с тем, что нужно производить, – что продается, и в чем я сама буду ходить. Тем более, что в Москве появилась новая жизнь и новые люди, взамен бандитов и наркоманов-художников … Мне снова стало здесь интересно».
За два года Москва действительно изменилась. В этой ситуации был только один путь: создавать взамен что-нибудь новое. То есть, работать много и тяжело. Лондонская тема корсетов не могла не получить развития: Маша делает коллекцию «Мания Цигаль». Платья с корсетами, прозрачные шнурованные корсажи, белье… Коллекция посвящалась «маниям ХХ века»: мании величия, головокружению от успеха, нимфомании и клептомании. Следующим развитием темы женской сексуальности стала коллекция Forever Love – она была показана на первой московской Russian Fashion Week. «Мне очень хотелось делать нижнее белье, – рассказывает Маша Цигаль, – Но, приехав на Тушинскую чулочно-носочную фабрику, я столкнулась с полным советским беспределом. И поняла тогда, что даже у очень красивой коллекции не будет никаких перспектив получить массовое производство. С такой коллекцией можно сидеть и работать у себя дома, как дорогая швея. Но это – не мой образ жизни». Решив, что нужны какие-то социальные гарантии, Маша вступает в Союз Художников РФ. «Если раньше в анкетах я писала, что безработная, то теперь пишу, что я художник».
В 2003
-м Маша Цигаль занялась бизнесом серьезно: она занимает деньги, снимает квартиру на Петровке, покупает три швейных машинки – и начинает реализовывать лондонские идеи. Так появляется коллекция XXX (Triple X) (осень-зима
2003
/
2004
) в стиле «спортивный гламур». Источники вдохновения – здоровый образ жизни, современное искусство и музыка электро-клэш. В это же время Маша активно работает с музыкантами: делает им сценические костюмы. Клиенты – «Дискотека Авария», Дима Билан, Децл, группа «Би-2», «Тату». Именно Маша Цигаль придумывает Лене и Юле образы девочек-школьниц в коротеньких юбочках. «Я надела на них короткие юбки в клеточку, сшитые по классическому крою шотландского килта. И еще – маленькие майки. Юля – в розовом цвете, Лена – в голубом. На этих майках ручная шелкография — целующиеся девушки из комиксов 80-х годов».
Следующей коллекцией становится весенне-летняя «Five Stars», развивающая тему r’n’b – для уверенных в себе молодых людей с конкретными целями и устремлениями. Моды на r’n’b в то время в Москве не было — она пришла только на следующий год. «Ди-джеи даже отказывались играть эту музыку на показах», – вспоминает Маша. Майки и олимпийки с надписью respect листочки марихуаны, вышитые золотом – вещи из этой коллекции продаются в «Подиуме» и «Е-life» не менее успешно, чем Dolce&Gabbana. Прекрасный финал года: журнал «Лица Года. Кумиры России» снова помещает Машу в список лучших дизайнеров года (впервые они сделали это в 2001
-м). И еще: она наконец-то регистрирует бренд; он теперь называется Masha Tsigal Design International.
В 2004
-м году на гастроли в Москву приезжает Уитни Хьюстон. У нее есть просьба: она хочет купит что-нибудь от русских дизайнеров. Организаторы приносят ей бархатные спортивные костюмы от Маши Цигаль – она покупает пять, и просит познакомить ее с дизайнером («Я зашла к ней в номер в «Балчуге, она обняла меня и сказала спасибо»). На сцену Кремля Уитни выходит в белом спортивном костюме. Еще одна звезда, оценившая одежду от Маши Цигаль по достоинству – Альберт, принц Монако. «Он увидел костюм на одной из вечеринок у олигархов, сразу же нашел меня и попросил сделать такой же». Именной костюм был подарен принцу незамедлительно.
Следующая осенне-зимняя коллекция называется O2: это снова комбинезоны и леггинсы, олимпийки с капюшонами и пуховики, джинсы и майки. Восточный полюс теперь притягивает Машу больше, чем западный: в объективе – Япония. «Перед созданием я съездила в Токио, и вдохновилась темой девочек из японских манго-комиксов и темой настоящих парней самураев».
Коллекция «весна-лето» под названием ORB, что значит «орбита» или «магический круг», символизирует погружение в глубину: теперь Машу интересуют мистические знаки – пентаграммы, знаки бесконечности, обереги, волшебные символы. Все, что приносит добро, удачу и любовь. Ни одного черного знака, только чистая позитивная энергетика. Энергетика динамичного мегаполиса в сочетании с магией древней каббалы – вот вкус сегодняшнего дня.
«Последние два месяца я все время смотрю и читаю манга-комиксы, – призналась Маша Цигаль в феврале 2005
-го. Она и сама постепенно становится похожей на девочку-манга: вместо кудряшек – длинные волосы, завязанные в два хвоста… Теперь ее творческая мастерская – просторная студия в здании Центрального Телеграфа, с высоченными потолками. В соответствующем настроении она работает над коллекцией осень-зима
2005
, которой уже придумано звучное название – «А». Снова яркие цвета, снова сексуальность и спорт; джинсовая линия, юбки-пачки, пиджаки, платья и майки – 7 апреля
2005
года ее показали на RFW, в шатре на Васильевском спуске.
А в 2006
году Цигаль пробует себя в новой роли. Она разрабатывает коллекцию для взрослых и детей и называет ее «Wonderland». В
2007
году в Москве появляется первый бутик «Masha Tsigal».
Маша начинает сотрудничать с разными торговыми марками и разрабатывает для каждой компании эксклюзивный дизайн. В 2008
году она организовала показ в рамках «Prague fashion week» с коллекцией под названием «Баланс». В
2010
году выходит новая детская коллекция «Якиманка». В
2010
году Маша также работает дизайнером и стилистом на «Новой волне» в Юрмале, помогая создавать образы конкурсантам.
В 2011
году состоялся показ коллекции «ROYAL BAR» осень-зима
2011
/
2012
гг.
www.ok-magazine.ru ↑ свернуть
Первые работы
Через несколько лет после отчисления из вуза у девушки появляется огромное желание создать шедевр в модной индустрии, который непосредственно стал началом карьеры мисс Цигаль: она создала конструкции на голове из виниловых пластинок, с которыми по подиуму шагали модели, одетые в трико. Буквально на следующее утро газета «Коммерсант» вышла со статьей о модельере Маше Цигаль. Карьера девушки взлетает, через некоторое время она получает награду из рук Пако Рабанна на Ассамблее неукрощенной моды, проводившейся в Риге.
Первые коллекции
Первой полноценной коллекцией стала Place Tsigal, далее дизайнер выпускает коллекцию «Эксгибиционисты». С 1996 по 1998 год Мария сотрудничает с различными артистами и создает костюмы для съемок в клипах. В это же время она получает грант на обучение в Великобритании. Девушка поступает в Лондонской колледж на факультет Fashion marketing.
В 1999 году проходит показ Маши Цигаль в рамках London Fashion Week. Через 2 года уже признанного дизайнера принимают в ряды Российского союза художников. Вернувшись в Москву, Мария выпускает коллекцию, состоящую из платьев с корсетами, а также коллекцию нижнего белья.
Маша Цигаль сейчас
Сейчас Маша Цигаль остается востребованным российским дизайнером. В 2022 году она разработала принт для подарочных платков бренда Yves Rocher. Также девушка выпустила 3 коллекции: Hoody drop (fall-winter 2018), капсульную spring-summer 2022 (на официальном сайте Маши выложен лукбук, для которого дизайнер позировала сама) и comeback-коллекцию “С любовью, из 2000-х!” Последняя состоит из велюровых спортивных костюмов “с ушками”, которые в нулевых принесли Цигаль популярность.
Маша Цигаль в 2018 году
Личную жизнь Маша не афиширует. В интервью 2022 года порталу dom2life.ru дизайнер призналась, что всегда встречалась с красивыми молодыми парнями, но не ради совместных фото в “Инстаграме”. Девушке хочется серьезных, крепких отношений.
По словам Цигаль, есть один человек, с которым она “готова встречаться, который станет самым близким”. При этом хрупкая блондинка, рост которой составляет 165 см, всегда оставалась в центре внимания мужчин. Быть в форме, держать вес в норме дизайнеру помогают спорт, йога и танцы — Маша предпочитает те виды физических нагрузок, которые развивают гибкость и пластику.
Masha Tsigal design international
В 2003 году Мария решает полноценно организовать бизнес. Девушка снимает квартиру в центре Москвы, кроме того, она закупает все необходимое оборудование, в том числе швейные машинки и отшивает коллекцию одежды. В это же время она создает сценические наряды для популярных в то время исполнителей — группе «Тату». Именно она создала образ школьниц в ультракоротких юбках для солисток группы. Собственно, в это время и создается зарегистрированный бренд Masha Tsigal design international.
Примечания
- [nomerorg.com/mosgibdd/ База ГИБДД]
- [lviv.mobile.mycityua.com/sovrb/birshteyn-anna-maksovna Бирштейн Анна Максовна — Репродукции картин известных художников]
- [www.ok-magazine.ru/stars/persons/item9529.php?day=12&month=12&year=2012&ELEMENT_ID=9529 Маша Цигаль//Журнал «ОК!».]
- [www.luxurynet.ru/bomond/3132.html Маша Цигаль: наследница художественных талантов]
- [7days.ru/news/masha-tsigal-sobiraet-syna-v-shkolu.htm Маша Цигаль собирает сына в школу — 7Дней.ру]
Достижения дизайнера
В 2004 году в Москве проходит концерт Уитни Хьюстон, которая приобретает пять костюмов Маши Цигаль, причем в одном из них она даже появляется на сцене собственного концерта. Принц Монако тоже носит костюм, сшитый Машей по его просьбе. По словам дизайнера, она была счастлива выполнить индивидуальный заказ для такого высокопоставленного лица. В 2005 году у Марии появляется собственная мастерская.
Одними из самых известных коллекций являются:
- коллекция ярких оригинальных чехлов для мобильных телефонов магазинов электроники «Евросеть»;
- капсульная коллекция одежды для компании Savage;
- коллекция спортивных костюмов с ушками.
Также Мария сотрудничала с такими компаниями, как EBay, Pepsi, Libero, а также Colgate.
В 2004 была разработана банка для Coca Cola, 2008 год запомнился совместным проектом с компанией McDonald’s. В 2009 году Маша работала над созданием имиджа для участников конкурса «Новая Волна». В 2001 году была выпущена капсульная детская коллекция для ТД «Якиманка». 2022 год ознаменован сотрудничеством с компанией Familia.
люблю
работать
«… люблю работать. Праздный образ жизни — это не для меня».
/ (Маша Цигаль: Я хочу сделать девушек счастливыми; Ирина Шанина; интернет-портал Rol.Ru, 20.12.2001)
мужчин, как клиентов
«…люблю мужчин, как клиентов. Мне с ними легко работать. Мужчины, как клиенты, очень боятся плохо выглядеть. Для них хорошо выглядеть гораздо важнее, чем для женщин».
/ (Маша Цигаль: Я хочу сделать девушек счастливыми; Ирина Шанина; интернет-портал Rol.Ru, 20.12.2001)
Лондон
«Я очень люблю Лондон. Я там училась, и у меня много друзей в Лондоне. Поэтому мой самый любимый город – именно Лондон».
/ (Главное событие в жизни Маши Цигаль; Екатерина Мудрик; сайт «Woman.Ru», 08.12.2005)
Личная жизнь дизайнера
В 2007 году Цигаль знакомится с дизайнером Никитой Нагибиным. Роман развивался настолько стремительно, что буквально спустя месяц после знакомства девушка была уже беременна. Однако свадьбы не последовало.
До рождения ребенка пара жила вместе, и, по словам Маши, будущий отец ребенка заботился о ней. Но после рождения сына Арсения Никита ушел из семьи. Они не один раз расставались, потом сходились, в конце концов Мария и Никита приняли окончательное решение разойтись. Отец общается с сыном, и Маша поддерживает их отношения.
ну, не люблю
мясо
«В семье всегда любили мясо. Но я не ем его уже лет восемь и очень довольна собой. Я считаю, что каждый человек делает выбор сам. И если у кого-то вдруг возникнет желание стать вегетарианцем, то я поддержу его… Я воюю с новой няней моего сына, которая хочет заставить нас покупать мясо. Я этого никогда не позволю!»
планировать
«Запланировать… очень тяжело, по-моему, и даже странно… у меня нет привязок к планированию жизни …я очень импульсивный человек. Это касается и личной жизни, и работы. Я живу интуицией».
вульгарность
«Самое ужасное — это вульгарность. Я очень этого не люблю. Я люблю естественность: чистые не накрашенные лица, свободные волосы. Слишком совершенно, без изъяна — губы, туфли, все в цвет, все в тон».